Беседа с вице-спикером думы Иркутска Юрием Кореневым.
Заместитель председателя думы Иркутска Юрий Коренев рассказал газете «Мои года» о 20 с лишним годах на депутатском поприще, о планах на ближайшее время и о работе на посту вице-спикера думы.
– Вы в думе Иркутска с 2000 года – четыре полных созыва, и сейчас идет пятый. Какой из них вы бы назвали самым трудным, самым «богатым» на испытания?
– Наверное, самым сложным был мой первый созыв, и даже не потому, что я тогда был неопытен и ничего не знал. У всех депутатов своя мотивация, у меня тоже. В 2000 году я уже был самодостаточным человеком, создал бизнес, который обеспечивал меня и давал возможность помогать другим (Юрий Коренев был президентом ООО НПЦ «ФИТОС», компания занималась производством лекарственных средств из сибирских трав. – Прим. ред.). Для меня было непросто решить избираться. Тогда весь Куйбышевский район был как будто после войны: дороги разрушены, ни одна улица не освещалась, кругом мусорные свалки. А еще меня поразило, что, оказывается, до моего избрания там 30 лет не проводили воду в частном секторе. Так что это стало одной из задач, которые я взял на себя, когда меня избрали. Сейчас мы на многих улицах уже установили водоразборные колонки, большинство жителей вообще провели воду себе в дома. Раньше гора Радищева с Ушаковского моста смотрелась темной территорией, как будто другое государство. Сейчас это предместье светится фонарями, и у меня прямо сердце радуется, когда я на это смотрю.
С первого же заседания думы за мной закрепилось звание некоего оппозиционера. Конечно, я был не совсем удобный депутат. Когда мой первый срок закончился, у нас изменилось законодательство, вместо 15 нас стало 35 депутатов. Округ стал меньше. Многие депутаты подумали, что теперь будет проще выиграть выборы, а я понял, что как раз наоборот, сложнее, так как в лидеры общественного мнения выходят директора школ и главные врачи больниц. Так и получилось. Многих коллег тогда не переизбрали. Мне, конечно, пришлось бороться, доказывать, но у меня уже была поддержка жителей, и с каждым разом моих сторонников становилось все больше и больше, потому что они видели изменения, которых я добивался.
– Что, например, изменилось?
– Я обратил внимание на то, что у нас ветераны были предоставлены сами себе. Я стал помогать организации и функционированию первичных ячеек ветеранской организации. В Топкинском мы стали активно привлекать людей. Нам очень повезло, что председателем первичной организации там была Юлия Георгиевна Коврикова, учитель, очень честный и ответственный человек. Своим обаянием и знанием людей она очень быстро увеличила численность участников в различных мероприятиях. В частном секторе же, по сути, пожилым людям негде общаться: с одной стороны, все знакомы, а с другой – улицы узкие, заборы высокие, дети-внуки трудятся или живут далеко. И нам удалось объединить пожилых людей. Сейчас и в Топкинском, и в Радищева ветеранские организации насчитывают примерно по сотне человек.
Я помог создать ветеранские хоры, мы стали привлекать их на мероприятия, потом начали проводить сначала фестиваль хоров, а потом и «Битву хоров», которую довели уже до городского уровня. Несколько раз проводили конкурс «А ну-ка, бабушки», он вызвал громадный резонанс. Он тоже стал городским. Думаю, мы его еще будем проводить, просто пока что нас сейчас ограничивает пандемия.
– В прошлом году в вашем округе появилось пять спортивных площадок, освещение и тротуары на многих улицах, асфальтированные дороги. Что из сделанного вы считаете самым важным?
– Я думаю, что, несмотря на непростое время, – два года пандемии коронавирусной инфекции, многие ожидали, что это негативно отразится на наших планах, – у нас все получилось, что планировали. Мы сделали большой рывок по созданию спортивной инфраструктуры в нашем округе. Конечно, самый грандиозный проект – это спортивная площадка на улице Губернатора Трескина. С ним мы добились победы в голосовании по программе «Народные инициативы». Важно, что эту площадку не постановили обустроить «сверху», а выбрали сами жители частного сектора предместья Марата, Радищева и Топкинского. Кроме того, эту площадку построили на пустыре (в частном секторе сложно найти свободное место), у которого перепад высот составлял пять-семь метров. Пришлось решать вопрос с планировкой, придумывать различные инженерные решения для нескольких уровней. Сейчас мы сделали прекрасную лестницу и универсальную спортивную площадку с искусственным покрытием и ограждением.
– А что в прошлом году закончить не удалось?
– К сожалению, в 2021 году мы выиграли всего около 5 млн рублей на работы по улице Губернатора Трескина, а вложений туда требовалось около 10 млн. Мы благодарны главе Правобережного округа Иркутска, который помогал изыскивать средства на то, чтобы удалось комплексно решить вопрос. Но все равно денег не хватило, и в этом году в бюджете города мы запланировали еще 2 млн рублей. На эти средства осталось обустроить резинопол для установки тренажеров и установить детский городок. Так что это будет комплексная благоустроенная территория – центральное место частного сектора Марата, куда жители могут приходить, чтобы позаниматься спортом или просто отдохнуть.
– Были ли в вашей депутатской деятельности в 2021 году какие-то события, которые глубоко зацепили и взволновали вас лично?
– Нужно сказать, что в последние два года нас, депутатов, к сожалению, лишили возможности встречаться с жителями в помещениях. В спальных районах такая проблема у многих из нас. Единственная возможность встречаться, например, с пожилыми гражданами – только в актовых залах школ. Так что самое большое упущение, наверное, в том, что у нас было уменьшено взаимодействие с пенсионерами и ветеранами. Для пожилых людей общение очень важно, но не каждый из них в силах прийти куда-то на открытую площадку, ведь у нас и погода очень изменчива. Но это мы постарались компенсировать детскими праздниками, на которые в том числе приходят лица старшего возраста.
– Вы уже сказали, что намерены закончить спортплощадку на улице Губернатора Трескина. Что еще нужно в этом году сделать для жителей вашего округа?
– Продолжить асфальтирование дорог в частном секторе, сделать реконструкцию спортивной площадки на ул. Северной, 46. Но самое важное – это продолжить реконструкцию третьей очереди сквера в Топкинском – между домом № 38 и ЖК «Видный». Микрорайон Топкинский – спальный, он строился в городе одним из последних, и там почти не закладывали мест, где можно отдохнуть. При реконструкции сквера предполагается поэтапно перенести торговые павильоны, заменить трубы теплоснабжения, отремонтировать подпорные стены, тротуары, лестницы, обустроить детский городок, тропу для скандинавской тропы, выполнить озеленение.
А также планируется построить фонтан на площади между домом № 44 и магазином «Удача». Я хотел бы, чтобы он был таким же, как у Дома художника – струи из-под земли, вечерняя подсветка… Но, возможно, это будет сложно сделать из-за санкций. Сейчас этот вопрос рассматривается. И появилась тревожная новость: АО «Иркутскэнерго» хочет перенести замену труб на будущий год, что сорвет все наши планы по благоустройству. Я сейчас делаю все, чтобы этого не случилось. Но… Не все от нас зависит. Да, и важно отметить, что в этом году будет отремонтирована вся дорога по ул. Шевцова от Сурнова до Топкинского.
– В конце прошлого года вы стали вице-спикером думы. Чувствуете изменения по сравнению с депутатской работой? В чем они заключаются?
– Это получилось почти неожиданно, произошли перевыборы. Когда я выдвинулся, сразу сказал депутатам, что у нас многие нормативные документы требуют работы. А у меня второе образование – юридическое. Я занялся уточнением регламента, положением о постоянных комиссиях, мы с коллегами внесли изменения в правила благоустройства, касающиеся бездомных животных. Единственное, почему я хотел стать вице-спикером, наверное, потому что видел, что накопились вопросы, которые надо решить. Политика – вещь коварная, часто, чтобы сохранить власть, люди забывают про какие-то мелкие дела. У нас раньше почти всегда был конфликт между ветвями власти. Сейчас же, думаю, сложилась наиболее благоприятная обстановка, когда и исполнительная, и представительная власть не имеют серьезных противоречий. А это позволяет обсуждать важные проблемы, которые город самостоятельно решить не сможет.
Сейчас я занимаюсь отстаиванием прав на существование Иркутского городского радио. Проработал большую базу с юристами думы. Идет дискуссия с администрацией. Многие представители молодого поколения, в том числе занимающие высокие должности в мэрии, не понимают, насколько проводное радио важно для пожилых людей. Пенсионеров у нас в городе около 160 тысяч. Да, не все из них слушают радио. Сейчас абонентов осталось пять с половиной тысяч, но еще месяц назад их было шесть тысяч двести. Организация, владеющая аппаратурой – «Сибдальсвязь-Ангара – 1», находится в стадии банкротства. Да, Иркутское проводное радио – не рентабельная вещь, но социально важная, это часть нашей городской культуры. Сейчас я провел переговоры с омской фирмой, которая изготавливает аппаратуру для проводного радио. Оказывается, можно провести реконструкцию, которая позволит часть линии передавать цифровым способом, устанавливать антенны на домах, а там уже прокладывать проводную разводку и в итоге сохранить наше проводное радио.
Должность зампредседателя думы позволяет многие вопросы решать более оперативно и эффективно, вести переговоры с ответственными лицами, в том числе с мэром города. На уровне депутата я мог бы также предлагать свои инициативы, но было бы сложнее собрать вместе заинтересованных лиц, тех, кто принимает решения в городе. В то же время никто не снимал с меня обязанностей избранного депутата, у меня каждый день есть приемные часы, и если жители записываются и приходят, мы с ними встречаемся. Так что работы стало больше, но мне как человеку это прибавило интереса к жизни.
– Три ваших качества, которые, на ваш взгляд, помогают вам в депутатской работе?
– Прежде всего, ответственность. Последовательность. И, наверное, дикое желание внести свой вклад в развитие нашего города.